Педагогические чтения 2015-2016 «Современный педагог: компетентность, деятельность, результат»

18 Апрель 2016, 1:48 pm
Опубликовано в Педагогические чтения
Прочитано 5200 раз

С 14 октября 2015 г. по 24.02.2016 г. в МБУ ИМЦ «Развивающее образование» проходила работа 6-и секций педагогических чтений «Современный педагог: компетентность, деятельность, результат».

Проведению секций предшествовала консультационная работа с авторами выступлений.

Первая секция была посвящена теме: «Профессиональные компетенции педагога, способствующие повышению качества образования в соответствии с ФГОС».

Участники секции обсудили, какие компетенции стали особенно актуальными в связи с ФГОС дошкольного, начального, основного общего образования; какие новые способы деятельности стал осуществлять педагог и какие виды деятельности учащихся (воспитанников) стали использоваться более широко в образовательном процессе. Резюмируя, можно сказать, что повышению качества образования способствуют компетенции педагога в организации различных видов деятельности детей. Вместе с тем, для участников оказалось трудным показать, какие образовательные достижения учащихся (воспитанников) стали возможны благодаря новым компетенциям педагогов.

Вторая секция «Содержание, формы, методы повышения квалификации педагогических работников в Верх-Исетском образовательном комплексе» была связана с ответом на вопросы:

каков новый опыт создания условий для повышения квалификации кадров:

- в рамках своего ОУ, ДОУ;

- в рамках партнерских взаимодействий в районе, городе.

какие формы и методы повышения квалификации особенно эффективны?

какие формы и методы повышения квалификации являются существенно новыми в образовательном комплексе района?

Участники этой секции были самыми немногочисленными, что может свидетельствовать о том, что педагоги и руководители не считают себя субъектами планирования и организации повышения квалификации кадров, или не видят ничего нового в этих процессах. Выступающие назвали, но не смогли раскрыть значения районных профессиональных конкурсов, тематических семинаров, совместных проектов ОО, дополнительного профессионального образования, осуществляемого с помощью районных тьюторов, для развития компетенций педагогов. Среди трудных вопросов можно отметить отсутствие  в ДОУ и ОУ данных, подтверждающих связь повышения квалификации педагога с достижениями ребенка  или детской общности.

Третья секция была посвящена теме: «Качество учебного (воспитательного) занятия - качество образования учащихся (воспитанников)». Выступавшие с обобщениями, основанными на анализе нового практического опыта, показали, какие способы деятельности детей стали особенно актуальными в связи с ФГОС дошкольного образования. Был представлен новый опыт создания условий для организации различных видов деятельности детей в рамках среднесрочных воспитательных проектов, таких как коллективное создание мультфильма, экспериментирование  и др. Обобщая, можно сказать, что новое качество образовательного процесса состоит в индивидуализации, поддержке детской инициативы, расширении образовательной среды благодаря взаимодействию с партнерами – профессионалами в той деятельности, к которой педагог приобщает детей. В этой секции наиболее полно была показана связь между новым качеством занятия и новыми достижениями ребенка (детской общности).

В работе четвертой секции «Развитие инновационного и лидерского потенциала в организациях Верх-Исетского образовательного комплекса» было только заочное участие, поэтому вопросы «В связи с чем необходимы инновации в ОУ, ДОУ, УДО? Для чего, зачем? Заметна ли в ДОУ, ОУ связь между введенными инновациями и новыми достижениями ребенка (детской общности)? В чем проявляется лидерство в педагогическом коллективе?» остались не затронутыми, отложенными для последующих обсуждений.

Участников пятой секции было более 30. Тема «Качество образовательной среды как условие развития личности обучающегося и воспитанника» привлекла многих педагогов. Среди предложенных вопросов о различных компонентах среды (информационном, социокультурном, предметно-пространственном, здоровьесберегающем и др.), самым популярным был вопрос о качестве, возможностях обогащения, многофункциональности предметно-пространственный среды в ДОУ, здоровьесберегающей в ОУ. Оригинальным было сообщение о роли языковой среды в школе.

Шестая секция «Партнерство  семьи  и школы  как  условие  развития качества  образования» также привлекла большое количество участников. Выступающие описали направления, формы, способы взаимодействия семьи и школы (ДОУ), которые стали особенно актуальными в связи с ФГОС. Участники показали опыт построения новых партнерских отношений с родителями, как в рамках своего ОУ, ДОУ, так и в рамках взаимодействий в районе, городе (с библиотеками, музеями, образовательными. Вопрос, который вызвал трудность, традиционно касается оценки результативности – «заметна ли в ДОУ, ОУ связь новых форм партнерства семьи и образовательной организации с достижениями ребенка (детской общности)?».

Подводя итоги секционной работы районных педагогических чтений, можно отметить выраженную неравномерность интереса участников к разным темам. Наибольшее количество участников собрали темы, связанные с новыми способами проведения учебных и воспитательных мероприятий, новыми качествами образовательной среды и направлениями взаимодействия с семьями учащихся и воспитанников. Вопросы развития собственных профессиональных компетенций, инновационного и лидерского потенциала образовательных организаций остались практически не раскрытыми. 

Версия для слабовидящих